Совершенствование функционального состояния

Высшая психическая деятельность, которая и делает нас Людьми, происходит за счет активации нейронных связей в «высшей» коре. Чтобы эти связи активировались, к «высшим» клеткам подходят специальные нервные пути от ствола мозга и других подкорковых структур. Это называется активирующей (или модулирующей) системой мозга.

Модулирующая система состоит из разных подсистем активации, они включаются в разных вариантах, и эти разные варианты переживаются нами субъективно, как определенные различные состояния (в науке – функциональные состояния).

Одни из функциональных состояний более эффективны и/или приятны чем другие. И можно научиться их сознательно «включать».

Каждому человеку на самом деле хочется, чтобы его жизнь была постоянно интересной и наполненной, лишенной состояний вынужденности и т.п. Но это не только вопрос сознательного отношения к жизненным вопросам, но и вопрос определенно «режима» активности мозга, варианта «включения» разных структур мозга и их соподчиненных отношений между собой.

Перечислим основные функциональные состояния (ФС):

  1. Новизна, интерес. Стремление получить новые впечатления (информацию). Считается одним из лучших ФС. Создает «открытость» личности, делает жизнь более многовариантной.

Угнетается привычкой «равнодушного отношения» ко многим вещам и процессам в жизни, а также трансформацией в преимущественную активацию по механизму желание / избегание.

  1. Желание (как предвкушение удовольствия, в основном – уже ранее известного).

Состояние субъективно отличается от состояния «интереса». При состоянии желания переживается сфокусированность внимания, уменьшение его мобильности, тогда как при интересе – открытость и подвижность внимания.

Какое-то время нереализованное желание может быть позитивно, т.к. служит способом активации. Данный механизм «повышения энергии» с помощью «удерживаемого» какое-то относительно продолжительное время нереализованного желания практикуется в ряде «школ».

При длительном отсутствии реализации желания может уже накапливаться неудовлетворенность, что негативно.

Проблемой при функциональном состоянии сильного желания может стать как устойчивая подчиненность личности данной доминанте, так и постепенная зависимость личности от «состояния желания» в принципе.

  1. Творчество – условно разновидность состояния интереса, когда человек из множества новых вариантов ассоциаций, рождаемых сознанием, выбирает отвечающий определенным нормам. Проблемы могут возникнуть при трансформации «творчества как интереса» в «творчество как желание», при невозможности получить задуманное.
  2. Эмоциональная активация. Механизм подкрепления определенных мотивационных тенденций (обычно достижения цели, избегания потенциального повреждения, уничтожения мешающего фактора и т.п.). Состояние конструктивно при отсутствии внутриличностных конфликтов – например, когда при страхе человек согласен на всех уровнях психики, что надо убегать, при агрессии – что надо сражаться и т.п.
  3. Отдельно стоит выделить боязнь наказания (и общую тревожность), как более-менее постоянное качество сознания, дающее определенное состояние. Увеличивается количество отрицательных эмоций и состояние вынужденности, которое особо деструктивно.
  4. Нервозность – срыв психофизической или социальной адаптации, или же результат общей неврологической ситуации организма. Активация непродуктивна – возбуждение не позволяет эффективно работать.
  5. Безмятежность – состояние спокойной восприимчивости с позитивным фоном; обратно нервозности. Однако не способствует хорошей активации деятельности в отличие от интереса и др.
  6. Дисциплина – активация сознания для решения задачи, потому что «так надо». Подразумевает отсутствие естественного интереса, желания и т.п. Периодически необходимое состояние. Но при частом использовании может приводить к накоплению чувства «вынужденности» своего существования, которое крайне негативно.
  7. Чистая волевая активация – условно отличается от дисциплины отсутствием внешней необходимости. Соответственно, среди прочего, оберегает от состояния вынужденности. Вроде бы, пропагандируется в ряде «школ». Может привести к разбалансировке механизмов «естественного позитивного подкрепления».

Итак, мозг нуждается в активации, она может достигаться разными механизмами, приведенными выше. Можно научиться включать более позитивные, а именно:

  1. Интерес (в т.ч. творчество)
  2. Желание – периодически, хотя бы для поддержания нормального механизма работы желания. Главное – не давать себе становится в подчиненную от доминанты роль.
  3. Дисциплина. Иногда приходиться делать то, что не интересно, или не хочется.
  4. Безмятежность. Периодически - для «обнуления» доминант, рабочего предневроза и т.п.

Но можно пойти дальше и достичь еще более оптимального «режима». Постепенно желание и дисциплина как бы «ассимилируются» в интерес.

Идеальное состояние - когда никакая доминанта не может быть больше «Я» человека. Тогда человек ни на чем не зависает, у него достаточно «свободного ресурса интереса». И тогда не приходится себя заставлять что-либо делать, любое действие легко сделать интересным.

В результате безмятежность становится базовым фоном покоя, а активация методом интереса происходит мягко, включая сознание «широко» и устойчиво, но без перенапряжения. При этом «ресурс» систем активации используется эффективно, без истощения.

 

Краткий алгоритм по увеличению «свободного ресурса интереса» такой:

Стоит начать с изменения отношения человека к простым внутренним и внешним сигналам. Нужно восстановить режим работы сознания, которым мы обладали когда-то, в котором ощущения тела и внешние впечатления интересны для человека естественным образом. Это определенный «режим» сознания, который существовал у нас в детстве, когда высшая «оценочная» и «интегративная» деятельность еще мало выражена.

Если вы сможете, например, почувствовать ощущения своей руки как реально интересные («занимательные»), не делая из этого никакую доминанту, то значительно затихает вся деятельность левого полушария по созданию доминант, а интерес легче включается по отношению к чему бы то ни было.

Научившись произвольно включать такой режим на простых впечатлениях, взрослый человек может уже учиться распространять его на «сложную» деятельность сознания, «очищая» от излишней «подчиненности доминантам» (озабоченности, тревожности и т.п.).

При этом неважно, чем именно занимается человек – когда мы находимся в правильном режиме – нам все интересно и все радует.

В заключение заметим, что предлагаемые результаты можно получать без эзотерически-ориентированной идеологии, веры и т.п. Это вполне определенные режимы работы сознания, научно объясняемые.

Подробнее о психофизиологии разных систем активации см. Научное описание практик работы с сознанием, раздел 6).

Следующая статья раздела:
Позитивное подкрепление
Групповые занятия