Отношение к хатха-йоге

Отношение к хатха-йоге в основном складывается из совмещения следующих идей:

  1. Стремление к улучшению здоровья и долголетию.
  2. Получение новых, или уже известных, но «нестандартных» субъективных ощущений и состояний.
  3. Принятие телом сложных форм.
  4. Интерес к сопутствующему «антуражу».
  5. Стремление к использованию хатха-йоги в качестве составной части некой «глобальной жизненной стратегии», которая ставит цели гораздо более широкие, чем предыдущие пункты.

 

1. Хатха-йога и здоровье

Согласно всемирной организации здравоохранения здоровье делится на физическое, психическое и социальное. Здесь пойдет речь о физическом (физиологическом) здоровье

Если человек хочет с помощью практики улучшить свое здоровье, у него существует одно из следующих отношений к обоснованию воздействия практики на здоровье:

1. Йога помогает здоровью, это все знают, обосновывать особо ничего не надо.

2. Все обосновано древними йогами, только мало кто помнит, поэтому стоит практиковать согласно трактатам древних. Или, по крайней мере, нужно слушать индусских учителей, они знают.

3. Органическое тело подчиняется законам физиологии, соответственно обоснование должно быть физиологичным.

4. Органическое тело – это малая часть некоего «энергетического тела». Поэтому влиять на здоровье нужно по «энергетическим» законам, которые «важнее» органических.

5. Каждый человек индивидуален, поэтому крайне важна ориентация на субъективные ощущения.

6. Сочетание пунктов 2-5 в различных вариантах.

Ну, с отношением №1 все понятно – чистый вопрос веры. Это, пожалуй, главный йогический миф – «йога как черный ящик здоровья». Главное – заниматься, все равно поможет, йога не может не помочь! Вы занимаетесь сами или у преподавателя – и вам помогает! Или вы считаете, что помогает, а на самом деле не очень, т.е. далеко не в такой степени, как могло бы быть. Или даже откровенно вредит. Вы не знаете механизмов и критериев успешности практики. Должен, правда, заметить, что самовнушение – великая вещь.

Пойдем дальше. Начнем с хорошо известной всем вещи, которая непостижимым образом забывается некоторыми практиками, при формировании их отношения к хатха-йоге. Физиологическое здоровье (далее просто – здоровье) является атрибутом «органического» тела. И все с точки зрения здоровья негативные и позитивные процессы происходят в физиологическом теле. И все действия, направленные на улучшение здоровья задействуют определенный физиологический механизм.

Т.е., если вы делаете какую-то практику, вычитанную в современной книге, или из древнего трактата, или полученную от преподавателя по йоге или по «биоэнергетике» с целью воздействия на организм, она задействует какой-либо физиологический механизм. И тут встает коварный вопрос, – какой именно механизм?

Без понимания физиологических механизмов вы влияете на свой организм вслепую. Неважно, взята ли практика из древнего трактата, или от приезжего преподавателя из Индии, или с курсов по «энергокоррекции». И кстати, вы уверены, что преподаватель из Индии (или не из Индии) ЗНАЕТ эти механизмы? Необоснованная приверженность идее «индусы знают лучше» – в большинстве случаев это практически то же самое, что приверженность идее №1 – что ничего не надо обосновывать. Я отнюдь не призываю не учиться у индусов (безусловно, есть знающие преподаватели), или не читать древние трактаты, или не заниматься «энергопрактиками» - все это может иметь конструктивное зерно. Я пытаюсь донести идею, что, не зная механизмов и критериев воздействия на организм, человек практикует это воздействие вслепую.

Собственные ощущения тоже не являются критерием. Желание человека получить то, что он хочет, очень часто затмевает критический взгляд на вещи. Вопросы ощущений, получаемых от практики, будут рассмотрены ниже.

Но вернемся к Индии. Существует «поверье», что йоги о здоровье знают больше врачей.

Очень многие «реальные йоги» о здоровье думают мало. Соответственно, знают тоже. Подойдите к гималайскому пещерному йогу и спросите о здоровье – он вас не поймет, почему вы пришли к нему, а не в другое место. Если уж брать Индию, то скорее это доктор аюрведы и других направлений индийской медицины. Хотя, безусловно, есть и йоги, глубоко изучающие и традиционную индийскую и западную медицину, но процент не так уж велик.

Рекомендуется книга Марка Синглтона "Тело йоги. Истоки современной постуральной йоги".

Теперь вопрос аюрведы. Да, аюрведа является одним из признанных вариантов медицины. Да, в ней много полезных идей, особенно в плане «стратегического подхода». Однако полнота описания физиологии человека и влияния на него практики многократно шире и детальнее представлена в современной «западной» физиологии. Конечно, это большой объем знаний, к которому поначалу не знаешь, как подобраться. Но альтернатив нет. Современный западный способ описания гораздо более эффективен, чем все остальные. Просто нужно знать «нужные» идеи, многие из которых стали вырисовываться только где-то с 2000 года.

С другой стороны, современный врач в массе тоже знает не столько о здоровье, сколько о болезни. И это весомая причина того, что люди пытаются найти ответы за пределами физиологического описания процессов. Повторюсь, что хороших «западных» знаний о механизмах улучшения состояния организма уже достаточно для того, чтобы точно знать – что и зачем делать. Просто в сфере йоги пока не так много людей, владеющих этими вопросами.

Об «относительности» понимания физиологических механизмов.

Конечно, очень небольшая часть преподавателей йоги имеет полноценное медицинское образование. И ваш преподаватель по йоге (или вы сами) может не знать физиологические механизмы практики (или не знать чего-то частично), а знакомый доктор, за счет незнания специфики физиотерапии вообще и йоги в частности, может не суметь их вам объяснить, или объяснить не все.

Так что, если у вас нет возможности обучаться у знающего преподавателя, вам придется разбираться в вопросах самому. Или стимулировать к этому вашего преподавателя. Это делается просто – больше вопросов – «а зачем?», «а как работает?».

Проблема в том, что развернутую информацию по вопросу физиологи йоги можно найти в ограниченных местах. И информация представлена «отдельными моментами», не везде увязываемыми вместе.

Главная задача сайта, на котором вы сейчас находитесь – помочь разобраться в сложной системе организма и эффектах, оказываемых на него практикой.

Плюс интернет-варианта подачи материала в том, что его можно корректировать, расширять, менять структуру.

Будет хорошо, если после ознакомления с предлагаемыми материалами, у вас сформируется привычка анализировать эффект любого упражнения и системного подхода достаточно подробно. Если все больше людей будет интересоваться этим вопросом, то и преподавателям придется соответствовать требованиям.

И последнее. Есть такая идея, что, занимаясь йогой можно вылечиться от чего угодно. Йогой занимается очень большое количество людей в мире. И если бы все было настолько радужно, по всей планете уже была бы контролируемая рождаемость, потому что люди бы жили долго-предолго…

Одни болезни можно вылечить, другие – облегчить, с третьими – вообще ничего сделать нельзя.

Поэтому важнейшим для понимания моментом является: из каких параметров складывается здоровье, какие факторы способствуют его нарушению и ускорению процессов старения. И что такое вообще собой представляют эти факторы старения, и как им противостоять.

Об этом можно почитать в разделе Хатха-йога: теория.

 

2. Хатха-йога и субъективные ощущения

Рекомендуется сначала ознакомиться со статьей Влияние хатха-йоги на психическое состояние.

Напомним кратко ее основные идеи:

Попадая на занятие по хатха-йоге, многие люди получают приподнятое состояние, а бывает, что «необычное» и «интересное».

«Направленность» и интенсивность этих состояний зависит от:

  1. методики построения занятия;
  2. конституции человека, в том числе особенностей нервной и эндокринной системы;
  3. предпочтительной сенсорной модальности человека (кинестетик, визуал и т.д.);
  4. отношения человека к этим ощущениям.

На разные типы состояний влияют совокупность следующих факторов:

  1. Адаптивый фактор – благодаря физической активности стимулирует тонус организма за счет неврологической и эндокринной активации.
  2. Происходит стимуляция и тренировка «общего тонуса мозга» - повышается работоспособность сознания.
  3. Повышается продукция опиатов (эндорфинов и пр.) – способствует чувству удовлетворенности.
  4. Возникающая нестандартность сферы анализа информации (телесная, вместо необходимой для социальной активности), уменьшает гиперактивность довлеющих психических доминант.
  5. Вариабельность самоотождествления по отношению к «привычным» психическим процессам повышает способность их контролировать.
  6. Но вот излишняя «идейная озабоченность» хатха-йогой негативно влияет на способность самоконтроля, эмоциональную сферу, социальные отношения и пр.

Факторы с 1 по 4 позитивны, при условии адекватной практики. Фактор 5 требует дополнительного описания, но без специальных практик, в первые несколько лет, как правило, проявляется слабо. Он также позитивен, и, собственно, является одной из целей йоги, но его действие ИНОГДА может оказаться слишком непривычным для среднего человека. Подробнее этот вопрос будет освещен позже в разделе по психологии.

Безусловно, улучшив свое психическое состояние благодаря практике, человек хочет сохранить его большее время, или даже улучшить. Это в целом хорошо, т.к. проявление указанных выше 1-5 факторов весьма позитивно влияет на психическое здоровье.

Проблемы возникают в случае излишнего повышения значения практики и состояний. Тут существует 2 основных фактора развития навязчивости идеи хатха-йоги:

  1. Незнание механизмов генерации этих состояний. Не ощущая прочную «почву» под ногами, человек «ищет» виды упражнений и их сочетания, на что обычно уходят годы, и часто - безрезультатно.
  2. Стремление к дальнейшему углублению ряда состояний, не понимая их сути и опять же не имея понимания методики их достижения.

Тенденции к увлеченности разными формами состояний отличаются у людей различной психико-физиологической конституции.

1. Стремление к повышенной активности.

Распространено у людей пита-конституции («активных»). Эти люди имеют склонность к повышению тонуса симпатоадреналовой системы и активным физическим и социальным действиям. Соответственно, им нравится активная динамическая практика, которая соответствует их настрою на постоянную гиперактивность. Также они любят «вызов» - сильнее и гибче. Это удерживает их тонус организма повышенным, что для них негативно. Подобное состояние гипервозбужденности легко заметить.

Подобные тенденции являются следствием нейроэндокринной специфики организма, и должны контролироваться. Подробней см. раздел «Йога и конституционные особенности». Вкратце - таким людям показана силовая статическая практика, а так же дыхательные и медитативные техники.

2. Стремление к частой растяжке

Как было сказано, растяжка способствует выбросу опиатов (эндорфинов) и дает «приподнятое» состояние.

Если у вас проблемы с ощущением удовлетворения жизнью, действительно есть смысл какое-то время (несколько месяцев) почти ежедневно использовать растяжку для повышения продукции опиатов. В общем-то, в увлеченности растяжкой нет особого вреда, если вы регулярно занимаетесь практикой укрепления «позических» мышц статической нагрузкой. Однако есть много примеров, когда увлеченность растяжкой заставляет человека искать дополнительное теоретической обоснование процессу. Объяснения, как правило – бессодержательные, и ставят человека в зависимость от иллюзорных идей.

Эффективней сочетать растяжку с другими упражнениями по повышению тонуса организма в целом и коры головного мозга в частности. Это уменьшает необходимость делать растяжку каждый день. Так что есть смысл научиться другим тонизирующим и релаксирующим техникам, в т. ч. «нефизкультурного» характера, на которые уходит меньше времени.

В любом случае, ПОНИМАНИЕ механизма воздействия понижает психологическую зависимость.

3. Стремление к повышенному уходу в себя

Тенденция «ухода в себя», как правило, существует у человека еще до начала занятия йогой. Значимую роль в ней играет осознанная, или подсознательная неудовлетворенность своей жизнью, и/или восприятие социума, как агрессивного по отношению к вам.

И погружение в богатый «внутренний мир» посредством практики йоги усугубляет «уход в себя». Больше эти тенденции распространены у интровертов (у которых преобладает тенденция к отделению себя от социума) и кинестетиков (людей с повышенной чувствительностью к внутренним процессам). Часто это люди вата-конституции (с повышенной возбудимостью нервной системы).

Такой человек должен взращивать в себе склонность к социальным отношениям. Находить в них интерес и «позитивизм». Иначе он рискует уйти в мир «иллюзорного восприятия реальности» до конца жизни.

Здесь мы приходим к одному из ключевых вопросов неадекватного отношения к йоге вообще, и хатха-йоге в частности. Существует два основных типа «духовного пути». Первый - «Путь сворачивания» - когда человек уходит в монастырь, пещеру и пр. и ВООБЩЕ перестает интересоваться обычной социальной активностью. Второй – «Путь разворачивания» - постижение своего функционирования в реальности. Большинство читателей данного материала вряд ли выберет первый вариант. Поэтому – если уж вы функционируете в реальности, в т.ч. социальной – это надо делать активно и с интересом. «Уйдя в себя», с большой вероятностью вы противопоставляете себя миру, и таким образом удалетесь из реальности в «личные фантазии». Примеров предостаточно.

С другой стороны, временное «вытягивание» себя из социальных доминант посредством практики сосредоточения на «внутренних ощущениях» понижает их избыточное влияние на сознание и позволяет взглянуть на них свежим взглядом.

В идеале практик йоги обретает состояние вовлеченности в процессы любого функционирования и интереса к ним, и одновременного ощущения независимости от них, способности их контролировать – «свернуть» или «развернуть». Собственно, такой человек и будет являться йогом.

 

3. Хатха-йога и эстетика

Люди с доминированием визуальной репрезентативной системы часто с повышенной требовательностью относятся к вопросу внешней эстетики занятия. Сюда входят:

  1. Одежда;
  2. Антураж (качество самого зала, плакаты и пр. антуражная йогическая или просто индуистская стилистика), количество «атрибутики» на инструкторе или отсутствие таковых.
  3. Принятие красивых положений тела.

Бывает, что «визуальный ряд» является для человека приоритетным при выборе преподавателя или места занятий. Для «визуалов» это может быть объективно достаточно важно. Но следует помнить, что это однозначно далеко не самый важный критерий с точки зрения функциональной эффективности практики.

Никакая форма одежды, количество и вид «атрибутики» на преподавателе не свидетельствуют о его компетентности.

То же самое касается и эстетики поз. Безусловно, стройный человек с длинными конечностями во многих позах будет смотреться эстетичней, чем коренастый. Коренастый человек многие сложные позы на гибкость даже не сможет сделать правильно. Поэтому не стоит пытаться во что бы то ни стало принять потенциально травматичное для вас положение.

Как описано в других статьях, основную функциональную роль для развития растяжки, мышечного аппарата, и внутренних органов играют механически простые позы.

Многие «технически сложные» позы являются результатом идеи: «а чтобы со свои телом еще сделать?». Без знания механизмов воздействия упражнений на организм и техники безопасности это приводит к нарушению осанки и функционально мало полезному проведению времени.

В любом случае, каждый практик ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ.

А ОБЯЗАНОСТЬ преподавателя – эту технику безопасности донести. См.:

Техника безопасности в хатха-йоге

Пределы развития в йоге

 

4. Хатха-йога и «глобальные жизненные стратегии»

Не так редко встречаются попытки использовать хатха-йогу в качестве составной части некой «глобальной жизненной стратегии», которая ставит цели гораздо более широкие, чем улучшение здоровья, усиление ряда психических ощущений и эстетическое удовольствие.

Это разные концепции, описывающие цели и стратегию человеческой жизни. Их практически ВСЕ можно отнести к категории нью-эйдж («новой волны» увлечения «эзотерикой»).

В Индии Йога, как система развития сознания весьма долгое время значительно превосходила своей структурой и широтой использование хатха-йоги. Попытки использовать хатха-йогу как важную часть «духовной практики» описаны в позднем средневековье и имеют далеко не такое широкое распространение и влияние на Йогу в целом, как сейчас пытаются преподнести этот вопрос многие в мире.

Так что подавляющая часть попыток сделать из хатха-йоги инструмент для «духовного роста» является продуктом 20 века.

Распространенное обоснование таких попыток – идея развития с помощью хатха-йоги некоего «энергетического тела», на базе которого «расширяется» («повышается») «осознание».

Предполагается, что ткани нашего тела объективно производят разные типы «энергетических полей». Их изменение соответствует изменению активности клеточных структур, что в ряде случаев может быть почувствовано.

Я знаком с рядом таких методик, как конструктивных, так и не очень. И хочу высказать следующие основополагающие идеи подобных практик:

1. При понимании конструктивной работы с «внутренними ощущениями» они не требуют изощренных поз. А для более-менее опытного практика они ВООБЩЕ не требуют выполнения «физкультурной» практики.

2. Работа с телом способствует повышению интенсивности телесных «несоциальных» процессов, но анализирует то их сознание. Остальные сферы жизни гораздо богаче и разнообразней, чем «телесные ощущения». Существуют системы «развития личности», которые вызывают гораздо более сильные изменения сознания, чем хатха-йога. Конечно, «телесные ощущения» - часть Жизни, и в целом не стоит о них совсем забывать. А в определенные периоды практики на них есть смысл обратить повышенное внимание. Но нельзя «уйти внутрь» и быть многогранно развитым. Нельзя строить «развитие сознания», в значительной степени опираясь на телесные ощущения.

3. Излишний акцент на хатха-йогу, как инструмент развития «структуры личности» возникает в результате НЕЗНАНИЯ других способов - адекватной психологии, психофизиологии и реальных многовековых Традиций.

Я не высказываю здесь негативного отношения к каким бы то ни было «жизненным стратегиям».

Это личное дело каждого, если не несет вреда окружающим. Я бы хотел предостеречь от превращения хатха-йоги в жизненный «фетиш». Хатха-йога может помочь вам решить проблемы со здоровьем, в НАЧАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ способствовать практикам работы с психикой. Она может удовлетворить ваши потребности во внешней эстетике, или «сенсорном голоде». Но хатха-йога не должна иметь заметный приоритет относительно остальных аспектов вашей жизни.

И еще советую «быть бдительными» к анализу предлагаемых вам методик.

Есть преподаватели, которые пишут – «мы не стараемся достичь каких-то особых результатов, мы просто наслаждаемся телом». Или – «возможно вам удастся поправить здесь здоровье, но вообще-то предлагаемая методика частично повысит вашу осознанность, а что делать дальше, мы вам тоже не скажем». Так вот – это честные предупреждения, и если вы, занимаясь по таким методикам, ждете от практики чего еще, преподаватель не виноват, что вы этого не получаете. Он предупреждал.

 

* * *

В заключение хочу донести идею, связанную с 1 главой данной статьи (о здоровье), но правильней ее поместить здесь, как связанную с одним из аспектов «биоэнергетики» в качестве «глобальной жизненной стратегии».

Идея такова: влияние на организм осуществляется каким-либо ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ механизмом. И с точки зрения улучшения здоровья и долголетия понимание работы организма НА ПОРЯДКИ оказывается более конструктивным, чем способность «чувствовать» тонкие ощущения.

А уж способность «видеть невидимое» и «слышать неслышимое» к здоровью такого индивида вообще имеет весьма далекое отношение. Предположим, человек обладает высокой чувствительностью к процессам своего организма, предположим он «чувствует» («видит», «слышит») проблему. Я был знаком с несколькими подобными людьми. Однозначно могу заявить – некоторые из них любили «подтверждать» диагноз анализами из медлаборатории и (те, кто больше «дружил с головой») заниматься разного рода физкультурой. А те, кто не находил нужным, имели «среднее» состояние здоровья, соответствующее их возрасту.

Иногда приводят довод – медицина, дескать, всего не знает, а «экстрасенс» все чувствует. Я гипотетически допускаю возможность «чувствовать», например, состояние тонкой пептидной регуляции клеток, которую до конца физиология пока описать не в состоянии. Но ОСНОВНЫЕ механизмы регуляции организма и механизмы старения уже весьма хорошо описаны и являются гораздо более важными, чем «тонкие». И поход в медлабораторию даст вам достаточно ТОЧНЫХ данных для анализа работы организма. См.Рекомендуемые анализы.

Т.е., перед тем, как полагаться на «эзотерично-энергетическое оздоровление», я бы советовал вникнуть в «обычное».

Следующая статья раздела:
Хатха-йога, как черный ящик оздоровления
Групповые занятия