Йога – идеология, прагматизм, или развлечение?

Цель статьи – осветить 3 принципиально разных подхода к преподаванию йоги сегодня.

Большинство известных школ йоги сегодня – довольно молодые, им нет и 100 лет. И с точки зрения авторства можно столкнуться со следующими видами преподавателей:

  1. Авторы новой школы. В той или иной степени компиляторы, но бояться этого бессмысленно. Индусские основатели школ йоги 20 века, известные сейчас, точно так же компилировали техники, и создавали свой подход, как и западные люди сегодня. Биографии известных преподавателей йоги 20-21 веков найти несложно – все они были компиляторами, или их наследниками. А компиляции сегодня могут быть удачнее благодаря глобализации и доступу к гораздо большему набору как старых техник, так и современных научных знаний.  
  2. Последователи молодой школы. Как правило, это тоже поколение, что и авторы, либо на одно-два поколения моложе.
  3. Адепты школы, которой несколько сотен лет, сохранившиеся более-менее в исходном состоянии. Их очень мало, они не имеют акцента на физкультуру, и, как правило, они не интересны современным массам интересующихся йогой, кроме узкой группы «ищущих».

Поскольку направлений много, а многие инструктора модифицируют их дальше по своему, мы не будем рассматривать какие-то отдельные направления. Мы рассмотрим 3 принципиально разных подхода к предложениям йога-услуг. На территории современного СНГ, они появлялись в следующей последовательности: идейный подход, функционально-прагматичный, и досугово–развлекательный. Каждая отдельная школа может тяготеть к одному подходу, или адекватно сочетать любых два. А вот адекватное сочетание трех вместе встречается редко. Разные люди могут отстаивать приоритет того или иного подхода. Но наличие их трех на сегодня является фактом, и есть смысл посмотреть на сложившуюся ситуацию «вооруженным взглядом».

 

С досугово-развлекательным аспектом все относительно просто. Его выбирают в следующих случаях:

  1. Простая индивидуальная потребность много свободного времени проводить в развлекательном ключе.
  2. Перегруз работой и другими делами, который хочется компенсировать активным досугом.
  3. Состояния подавленности, депрессия – для выхода из которых одним из лучших способов является физкультура.

Если человек нуждается в психологической разгрузке, или дополнительной стимуляции при депрессии, некоторые направления йоги могут подойти. Но также хороши танцы, активные игры и т.п. И все-таки, при наличии потребности в активном досуге, именно йогу выбирают, когда рассчитывают на реализацию еще ряда других задач: на развитие организма, решение конкретной проблемы со здоровьем, или «идейных». Баланс досуг/функциональность каждый выбирает из личных потребностей, и одного рецепта на всех быть не может.

Стоит заметить, что динамичная программа, харизматичный и общительный инструктор, не гарантируют качество реализации других задач. Во-первых, людям свойственно эксплуатировать свои сильные стороны. Поэтому экстравертные преподаватели, склонные к хорошей коммуникации, могут быть не склонны к большим затратам времени на углубление знаний, и наоборот.

А во-вторых, в йоге очень часто преподаватели строят занятия не по принципам максимальной конкретной эффективности, а исходя из того, что больше нравиться им самим. А нравиться часто «бодрое», модное или «прикольное», но оно далеко не всегда – самое эффективное с точки зрения конкретных прагматичных задач за рамками общей задачи «провести досуг».

 

Перейдем к отличиям идейного и функционально-прагматичного подхода. Сначала приведем краткую таблицу, дальше рассмотрим тезисы из нее подробнее.

Подход

Идейный

Прагматичный

Соответствие средств задачам

Часто размытые

Конкретные

Приоритет баз данных

Согласно идейным предпочтениям

Высокая доказательность

Критицизм

Чаще низкий

Высокий

Эффективность затрат времени и результативность

Размытые

Стремятся к максимальной (согласно поставленным задачам)

Соответствие средств задачам

Идейный подход в большинстве случаев строится по принципу черного ящика. Берется совокупность методик йоги, большинство считаются позитивными и полезными (но часто многие – «ПОКА» непонятными). Их совокупность должна решить некоторый набор задач. Но конкретная цепочка обоснования от техники к результату прослеживается далеко не всегда.

 В прагматичном сначала как можно четче формулируется задача, потом под нее ищется максимально эффективное средство. Многие техники условно традиционной йоги оказываются малоэффективны, многое может браться не из йоги. Прагматиков это не волнует.

Можно сказать, что «идейные» занимаются йогой в целом, а прагматики – решением конкретных задач.

Отдельно стоит остановиться на вопросе подмены задач. Например – у человека есть потребность, например, в спокойствии, он идет на йогу, ему говорят, что в йоге очень эффективными практиками являются открытие чакр. И через какое-то время человек тратит много времени на открытие чакр, а первичная задача не решена качественно, и вообще может быть забыта.

Приоритет баз данных

В идейном подходе базы данных – идейные, т.е. из «мира йоги». В прагматичном ищется то, что сработает с большей вероятностью. Пример. Ежегодно проводятся сотни исследований по ортопедии, разрабатываются и постоянно уточняются эффективные протоколы лечения боли в спине, обоснование грамотной гимнастики. В случае серьезного интереса к вопросу прагматик сделает изучение современных научных наработок приоритетным. При этом известная ему условно традиционная практика может существенно измениться. «Идейный» же йогин будет отдавать приоритет литературе и преподавателям именно по йоге. Причем обычно оказывается, что эти йога авторы и преподаватели все-таки изучали научные данные, только значительно раньше, поэтому информация устарела.

Критицизм

В идейном подходе, как правило, обоснованность и эффективность йоги не ставится под сомнение. Или, по крайней мере, не по всем вопросам.

В прагматичном подходе обоснованность и эффективность ставятся под сомнение постоянно и по всем вопросам.

Эффективность затрат времени и результативность

Естественно, чем более четко формулируется задача и чем критичней выбирается средство, тем выше эффективность практики.  

Еще одна особенность прагматичного подхода – стремление к снижению затрат времени. Как можно четче проводиться граница между практикой однозначно высокоэффективной и практикой дополнительной – которая необязательна, может быть прекращена, или заменена на другую активность без потерь.

В «идейной» же практике распространена тенденция заниматься как можно чаще, что далеко не всегда приносит увеличение эффекта.

 

Картина вырисовывается следующая. Похоже, что в распространенном идейном подходе к йоге результат – не главное. Главное – практиковать йогу. Если главным делать результат, человек будет искать все более совершенные методы решения задач, и не будет цепляется за условную традиционность.

Идейный подход имеет смысл.  Например, в случае, когда человек стремиться к решению вопроса, к которому не существует обоснованного пути с высокой доказательностью.

Но большая часть задач, которые ставятся на современны занятиях по йоге, вполне объясняется с научной точки зрения. Многих аспектов практики йоги коснулись современные исследования, надо только озаботиться изучением вопроса.

 

Заключение

Сейчас рынок предложений йоги довольно велик. Йога стала трендом, и включает в себя 3 приведенных типа предложений. Все они используют слово «йога», как средство маркетинга, и с этим как то надо жить :)

И, как на любом другом рынке услуг, клиент вправе требовать соответствия реальных предложений заявленным, за исключением чистого идейного направления, которое часто предусматривает отсутствие доказательств.

Если вы сторонник веры в какие-либо идеи, которые кажется невозможной объективно подтвердить или опровергнуть в обозримом будущем, данная статья вам ни к чему.  Хотя, может быть, есть смысл попробовать обоснование найти, для чего может понадобиться изучить «сторонние» базы данных – например научную литературу о мозге и сознании.

Индивидуальная удовлетворенность «досуговым» компонентом занятия проверяется довольно быстро опытным путем.

А вот на том, как должен выглядеть прагматичный подход к йоге, стоит остановиться подробнее:

  1. Максимальная четкость задач. Желательно, чтобы они были написаны на сайте до того, как клиент посетит занятие.
  2. Ограниченность задач на одном занятии. За 1-2 ч невозможно реализовать качественно все задачи, которые йога может перед собой ставить.
  3. Честность преподавателя в отношении недостаточности знаний в каких-то вопросах и слабой эффективности той или иной практики в ряде вопросов. Ни один человек не может разбираться во всем, и ни одна практика не может решить все вопросы.
  4. Логичное объяснение механизмов практики. Если вы их не понимаете – не стесняйтесь спрашивать. Вы несете деньги за занятие и имеете право знать, как оно работает. Хорошим тоном будет описание механизмов практики на сайте школы.
  5. При научном обосновании практики данные желательны более свежие. Многие взгляды 20 века  на вопрос сегодня признаны неправильными или малоэффектвиными.
  6. Сравнивайте занятия разных преподавателей и их обоснование практики. В случае расхождения – задавайте вопросы обоим :)

Успешной всем практики, к какому бы подходу она не относилась!

Групповые занятия