Позитивное подкрепление

Один из самых значимых вопросов для человека - как возникает ощущение полноты жизни?

Как рассмотрено в статье Совершенствование функционального состояния, наши разные состояния обеспечиваются разными «подсистемами активации мозга», которые могут включаться в разных комбинациях.

Наиболее субъективно приятные, и при этом, обеспечивающие объективно более эффективное функционирование психики – это состояния интереса и безмятежности. В этих случаях личность «открыта», и не имеет «подчиненной зависимости» от конкретного образа (идеи, процесса и т.п.).

В отличие от интереса, при механизме желания мы ставим себя в зависимость от реализации чего-то, и не можем отвязаться от этого просто так. Заметим, что желание может быть направлено как на достижение чего-либо, так и на избегание.

Зависимость желания может закрепляться врожденно (еда, инстинкт выживания и т.д.), а может приобретаться.

Постановка под контроль врожденных желаний – задача не простая, и может нарушить психический и психофизиологический баланс. Рассмотрим механизм приобретенных желаний.

Разберем разные варианты работы сознания в «режиме» желания:

  1. Желание удовлетворяется без принуждения

Процессы в сознании меняются по следующей цепочке:

  • Формирование образа желаемого -
  • достижение желаемого легко, либо полное согласие с дополнительными усилиями, необходимыми для достижения переживание удовлетворения -
  • память об удовлетворении -
  • желание повторить в будущем.

Самый здоровый вариант. Нормальная психика не может удовлетвориться одними желаниями и имеет достаточно выраженный интерес (открытость новому, без формирования зависимости).

Проблема в том, что это вариант – далеко не единственный, в режиме которого функционирует наше сознание.

  1. Желание удовлетворяется с принуждением

Процессы в сознании меняются по следующей цепочке:

  • Формирование образа желаемого -
  • понимание необходимости совершить вынужденное действие для достижения желаемого -
  • не желание это делать -
  • осуществление необходимых действий на фоне явного или скрытого нежелания -
  • достижение желаемого -
  • переживание удовлетворения МЕНЬШЕ, чем в варианте 1 -
  • память об удовлетворении желания и о принуждении -
  • желание повторить всю цепочку в будущем слабее, чем в первом случае, т.е. «первичные» («естественные») желания человека становятся слабее -
  • накопление от многих таких цепочек состояния вынужденности -
  • приучение себя к состоянию вынужденности, наличию мотивационных конфликтов и волевому контролю – такое состояние становиться постоянным -
  • периодические попытки «пробиться» через заслоны вынужденности - плохо контролируемые желания, нелогичные поступки, попытки ухода в «нетрадицонное» описание мира, в котором человек якобы будет более свободен и т.д. -
  • Часто это завершается устойчивым формированием неадекватной оценки своих возможностей, своего места в мире и т.п.
  1. Принуждение есть, но желание не удовлетворяется

Сплошь и рядом человек вкладывается в вынужденные действия, но не получает желаемого. Или получает не в полной мере, или не совсем то и т.п.

Сочетание постановки себя в зависимость от достижения желаемого и частый крах ожиданий вырабатывают у человека РАВНОДУШИЕ. Он все меньше чего-то хочет в принципе, или ограждает себя от определенных сфер жизни.

  1. Самоограничение желания

На одном уровне психики человек чего-то хочет, на другом не позволяет себе этого. Но оно никуда не исчезает, хотя может и становиться незаметным для осознания на какое-то время.

Личность человека накапливает внутренние противоречия и «скрытые» мотивационные вектора, человек становится все менее способным собрать себя для движения в каком-либо направлении ради себя. А вот движение «потому что надо» может оставаться (см. вариант 2).

Так вот, состояние равнодушия и состояние постоянного избыточного мотивационного контроля на фоне вынужденности – это определенные РЕЖИМЫ работы сознания.

И их трудно трансформировать исключительно за счет чисто психологических техник, самоанализа и т.п.

Очень значительный эффект могут оказать околомедитативные занятия, направленные на возвращение в «позитивные» режимы.

 

Варианты «позитивных» режимов желания / интереса

  1. Интерес к простым впечатлениям

Режим, который был выражен у нас в раннем детстве, и «включается» периодически. Восприятие практически любого наблюдаемого объекта, телесного ощущения и т.п. вызывает интерес и удовлетворение ОДНОВРЕМЕННО, без необходимости ставить «отдаленные» цели. При этом значительно повышается переживание "полноты жизни".

В этом режиме происходит естественное позитивное «подкрепление» высшей психической активности подкорковыми структурами. Резко снижаются затраты ресурсов на высший контроль, преодолевается фильтр равнодушия. Точнее, этот режим и становиться возможным при преодолении фильтра равнодушия.

  1. Ощущение действий

Человек учится «присоединять» всю свою деятельность к механизмам подкрепления. Не оценку, а ОЩУЩЕНИЕ от деятельности. Грубо говоря – почистил картошку – получил «приход».

  1. Сознательное подкрепление реализации желаний и целей

Человек учится четко осознавать:

  • Возникновение желаний и целей,
  • их скрытое наличие и занимаемое ими «место» в мотивационной сфере.
  • момент реализации желания или целей, возникшее позитивное подкрепление, закрепление этого в памяти.

Это приучает сознание больше усиливать позитивное подкрепление.

При этом происходит также осознание сопутствующей необходимости, требуемой для реализации желания, и трансформация ее в личностный смысл.

 

Результаты

За относительно небольшой срок соответствующей эффективной практики происходит привыкание к «правильным режимам». Это говорит о перестройке связей между высшей корой, разными подкорковыми ядрами и пр. Жизнеощущение человека становится совсем другим.

В первую очередь повышается «приход» от позитивного подкрепления при простом восприятии жизненных впечатлений. Это довольно сильное ощущение, часто эзотерически описываемое.

Также человек начинает также лучше замечать (на уровне прямого переживания) механизмы формирования, как позитивного подкрепления, так и равнодушия, вынужденности и т.п.

Как следствие, человек начинает естественным образом стремиться к повышению интенсивности жизненных впечатлений, и уменьшению жизни в состоянии вынужденности и равнодушия.

Предлагаемые режимы позитивного подкрепления не противоречат критическому оценочному мышлению. И даже наоборот – позволяют иметь очень критичное мышление без упадка механизмов подкрепления.

Тогда как часто люди с адекватным видением жизни имеют пониженное позитивное подкрепление, и наоборот, позитивно смотрящие на жизнь люди часто не достаточно критичны.

Поэтому параллельно с медитативными практиками по «некритичному состоянию» рекомендуется развивать разумное понимание чего-либо. На одном позитиве, без развитого разума человек не добьется предельного развития своих способностей, не сможет обеспечить себе больше жизненных возможностей и т.п.

Поэтому и с позиции хорошего позитивного подкрепления, и с позиции открытости системы, и с позиции стремления к знаниям лучшим режимом работы сознания будет интерес.

Групповые занятия