Что дает йога в разных школах

Существует большое количество задач, в решении которых может помочь йога. Но ни одно занятие и даже направление не может максимально хорошо работать со всеми задачами.  всеми Поэтому в этой статье мы рассмотрим, чем отличается и что дает йога в разных школах. Рассмотрим историческое становление физкультурных и медитативных аспектов. Акцентируем вопросы: что такое хатха-йога, какая лучше хатха-йога для начинающих и т.д. Надеемся, эта статья поможет вам в вопросе, как выбрать йогу.

Начнем с краткого обзора изменения целей в йоге на протяжении истории ее существования.

 

Чем отличается йога – исторические особенности

Разделим йогу на 3 исторические части:

1. Древняя йога

Сформировалась в последнем тысячелетии до нашей эры. Ее главным вопросом было достижение уровней сознания, в которых человек все больше соединяется со своей божественностью.

Поначалу, судя по источникам, сутью йогой считалась отрешенность, которая не дает привязываться к образам и процессам обычной жизни, и тем самым освобождает сознание.

Постепенно йога вбирала и развивала различные психотехники. Одно из основных направлений практики йоги и в древности и позже было управление ощущениями «жизненной силы» для изменения уровня сознания.

Получается, в древних индийских источниках встречалось два основных древних взгляда на йогу:

  • Йога как на средство снижения суеты ума и достижения отрешенности. Здесь важно понимать, что это практиковалось для достижения мистических (религиозных) целей, а не «успешности в обычной жизни».
  • Йога как набор психотехник. Используется для достижения тех же целей. Во многих случаях это сложно назвать «чистой йогой»,  поскольку человек вовлечен в тантру или другие традиции.

Стоит также отличать разницу в степени понимания йогической практики в самой Индии:

  • Практика с тенденцией к системному пониманию. Серьезные традиции, учителя и ашрамы. Как правило, хатха-йоги там мало, или она считается второстепенной.
  • Практика без глубокого системного понимания. Можно ее условно отнести к «народной» В Индии существует множество людей с разной степени реализации, которые практикуют «что-нибудь». И часто это простые для понимания вещи, которым придается высокое значение (а индийской культуре это свойственно). Нередко можно столкнуться с подходом по типу – дыши вот эти две техники, концентрируйся на этой точке, и все придет.

 

2. Йога 20 века

Знакомство запада с йогой в основном началось в конце 19 веке. Что сопровождалось несколькими тенденциями.  

Во-первых, многие известные индусы и западные люди, пропагандировавшие йогу, не понимали до конца глубоких состояний, и убеждали заняться Путем йоги, не пройдя его до конца. Благодаря общечеловеческому желанию найти «волшебную пилюлю для всего» и уверенному тону индусов, многие западные люди, увлекающиеся йогой в 20 веке верили, что она должна сработать по умолчанию. Обрывочные сведения об околойогических традициях и «народной практике» смешивались на Западе с личными представлениями искателей, рождая разные авторские школы.

Вторая тенденция, повлиявшая на трансформацию йоги в 20 веке состояла в изменении акцента с состояний сознания на физкультурную практику. В конце 19 века йога постулировалась с аутентичной конечной целью – поиски Бога, также была некоторая связь с оккультизмом, модным на западе. Но так же в цивилизованных странах с конца 19 века начал активно развиваться культ совершенства тела. В начале 20 века в Индии были популярны школы западного бодибилдинга, в котором применялись  силовые упражнения, борьба, игровые виды спорта и растяжка, которую с йогой не связывали. В конце 20-х годов 20 века в Индии ряд преподавателей стали смешивать западную гимнастику и позы хатха-йоги. В 30-х годах для популяризации йоги в нее стали привносить все больше зрелищности. Хотя по-прежнему утверждалось, что цель йоги – изменить состояние сознания, акцент на изучение различных состояний сознания явно терялся. Вместо этого все больше увеличивалось количество упражнений, в основном асан и динамических движений. К концу 20 века граница между школами все больше начинают проходить исходя не из мировоззрения и отличия в психотехниках, как было раньше, а из разницы в практике асан.

Подробнее обо всем этом можно почитать в статье Для чего нужна йога - исторический обзор.

 

3. Современная йога

Сегодня во всем мире, кроме Индии, принято называть йогой скорее практику асан. Йогические техники работы с сознанием на Западе относят к категории медитации, хотя именно она является йогой, чем гимнастика. Но общественное мнение сложилось, поэтому сегодня мы называем йогой и то, и другое.

Относительно влияния занятий физической йогой на здоровье и продолжительность жизни, мы сегодня знаем в несколько раз больше, чем в конце 20 века, и тем более в средневековье. Сейчас каждый год проводятся новые исследования, уточняющие и расширяющие понимание. Поэтому только в 21 веке смог сформироваться действительно научный подход к практике йоги. Почему упражнение или комплекс должны сработать? Насколько эффективно? При каких условиях? Только в 21 веке на многие вопросы удалось получить научные ответы.

Это дало новый этап развития практики йоги для физического развития и здоровья. Во главу угла ставиться научно проверенная эффективность и снижается ценность того, насколько практика похожа на «привычную» для 20 века.

Что касается медитации - стоит различать современные психотехники и методы работы со вниманием от древней йоги. Подробнее на этом остановимся ниже.

 

Дальше мы и поговорим про более детальные отличия направлений йоги. Начнем с более популярной физкультурной йоги.

 

Хатха-йога - что это такое

В средние века развитие психотехник происходило скорее в рамках традиций тантры. На основе тантры сформировалась и традиция хатха-йоги,  целью которой было обретение божественного сознания и божественного тела.

В Индии сегодня из традиций хатха-йоги, сохранившейся со времен средневековья, наиболее известна традиция натхов.

Согласно источникам, в хатха-йоге вначале было мало асан, больше использовались психотехники и управление жизненной силой в позиции сидя, как и в других традициях.

Примерно с 16 века в хатха-йогу стали ощутимо внедряться привычные сегодня разнообразные «не сидячие» асаны. Их роль на тот момент сегодня кажется неоднозначной. Можно выделить пять основных причин роста использования асан:

  1. Продолжение аскетических традиций – асана, как аскетизм;
  2. Символическое значение асан (можно сравнить с использованием мудр/ хаст – жестов рук);
  3. Влияние на жизненную силу (прану) как дополнение к сидячим техникам;
  4. Терапевтическое воздействие. Особо выделялась терапия пищеварительной системы.
  5. Использование асан, как физических упражнений.

Как мы уже разбирали выше, в 20 веке на фоне увлечения западной гимнастикой в Индии стали производиться попытки ее смешения с хатха-йогой.

В процессе такого смешения произошло два больших системных сбоя в мировых взглядах на йогу.

Первый – выдача желаемого за действительное в околонаучной сфере. Начались попытки научного анализа йоги, в первую очередь ее физических аспектов. И с одной стороны, существовали научно-исследовательские институты, которые аккуратно выдвигали гипотезы и искали им подтверждение, что позитивно. Но с другой стороны, многие индийские и западные преподаватели и авторы книг и статей подавали непроверенные гипотезы как авторитетные мнения. Например, существует относительно распространенное в йога-сфере мнение о пользе стойки на голове для долголетия, или воздействие сарвангасаны («березки») на тимус, но тому нет никаких доказательств.

Второй системный идеологический сбой – в попытке смешения эзотерического и пронаучного мировоззрения и попытке популизировать работу с сознанием за счет физкультуры. Во многих популярных направлениях хатха-йоги 20 века, да и сегодня, позиционируется, что практика асан должна продолжаться медитацией и психотехниками. Но по факту, в большинстве направлений и научный подход не особо приветствуется, и медитативной практики в них мало.

Идея 20 века о том, что современная физкультурная хатха-йога существенно важна для эзотерических практик работы с сознанием, сработала слабо. На самом деле, в большинстве случаев учителя в Индии занимаются или эзотерическими психотехниками или физкультурой.

И если перестать рассматривать гимнастическую практику асан в эзотерическом ключе, поскольку этот подход все равно работает слабо, статическую гимнастику можно использовать, как эффективную современную технологию развития и заботы о здоровье.  Что сейчас и происходит.

 

Виды современной физкультурной йоги

Перечислим физкультурно-ориентированные направления, которые относительно известны сегодня, а в следующем разделе подытожим выводы. Направления с акцентом на сознание приведем в конце статьи.

Условно традиционная йога

Обычно под этим термином имеются направления, возникших в 20 веке. Часто они имеют сильный уклон на гимнастическую составляющую. Идеология направлений говорит о необходимости переходить к работе с сознанием, но в самих направлениях часто медитативной практики почти нет.

  • Айенгар-йога. Традиция, созданная БКС Айенгаром, который издал самую известную книгу по физкультурной йоге в 1966. И книга, и направление содержат очень много гимнастических форм и очень мало работы с сознанием. Постепенно в практику внедрялись вспомогательные средства – «кирпичи», ремни и т.д. Практика подразумевает длительную фиксацию асан. Интерес адептов можно свести к желанию приняться все более разнообразные и сложные позы. Требует высокой растяжки.
  • Шивананда-йога. Гораздо меньше асан и нагрузки, чем в Айенгар йоге. По идее, суть в переходе к медитативной практике, но почему то ее там сегодня мало.

 

Динамические направления

  • Виньяса йога – это закольцованное движение на основе какой-то асаны или двух. Часто практика виньяса-йоги состоит из непрерывных гимнастических движений, с непродолжительными фиксациями.
  • Аштанга-виньяса-йога. Одно из самых известных направлений 20 века, которое развил и продвинул Поттабхи Джойс. Именно за счет динамической непрерывной гимнастики, а также вызова к принятию сложных поз, направление стало очень популярно на западе. В связи с быстрыми входами в сложные формы считается одним из самых травмоопасных направлений.
  • Свастха-йога. Разработана одним из поздних учеником Кришнамачарьи – Моханом. Несколько повторений виньяс на основе определенной асаны заканчиваются относительно продолжительным ее удержанием. Почти не содержит сложных опасных форм.
  • Кундалини йога Бхаджана. Имеет мало общего с реальной тантрической практикой Кундалини, название взято в качество пиар-хода. Содержит много динамических движений.
  • Йога-флоу. В отличие от направлений с четкими комплексами и основными повторяющимися движениями здесь часто в каждом занятии выполняется разная последовательность перетекающих друг в друга форм. Как захочется инструктору. Сродни танцу.  

 

Хатха-йога СНГ конца 20 века

  • Универсальная йога. Создана Андрей Лаппой из Украины в конце 20 века. Довольно интенсивная по нагрузке, отличается большой продолжительностью занятия.
  • Йога 23. Создана Андреем Сидерским из Украины. В разные года автором рекомендуется то технически простая силовая работа, то сложные позиции.

А.Лаппа и А.Сидерский примерно с 1995 по 2005 года оказали сильное влияние на распространение йоги в СНГ и взгляд на практику, что дало целое поколение инструкторов с определенным подходом. Основной посыл – нужно много йогической гимнастики для развития энергетического тела. Но, как и в случае с индийской хатха-йогой чуть ранее, переход от гимнастики к работе с сознанием в этих направлениях довольно слаб.

 

Фитнес-йога, или научно-ориентированная оздоровительная развивающая хатха-йога

Почему-то термин «фитнес йога» часто используется уничижительно, подразумевая, что это не настоящая йога. Хотя, как видно из статьи, большая часть йоги 20 века имеет мало общего с древней «настоящей йогой». 

Грамотная фитнес-йога сегодня ориентирована на объективную пользу и безопасность с современной научной точки зрения. Полное отсутствие оглядок на эзотерическую составляющую позволяет максимально использовать плюсы хатха-йоги для здоровья. Могут применяться грузы, резинки сопротивления и другое фитнес-оборудование. 

  • Интервальная йога. Содержит достаточно растяжки, но главной составляющей считается силовой блок, т.к. многие системы организма на него реагируют максимально хорошо. Термин «интервальная»  означает, что силовые позиции удерживаются определенное время, и повторяются определенное количество раз. Это повышает эффективность развития мышц и одновременно снижает утомление после занятия. Мы ведем занятия именно по интервальной хатха-йоге, о которой можно почитать в соответствующей статье.

 

Специальные современные виды йоги

  • Акро-йога. Парная гимнастическая практика. Носит с большего развлекательный характер.
  • Йога в гамаках, или флай-йога. Позволяет делать нестандартные интересные упражнения, значительная часть программы часто носит развлекательный характер. 
  • Йога для беременных – название говорит за себя. Программа зависят от преподавателя.
  • Детская йога. Находится в стадии формирования, подход разных преподавателей может сильно отличаться.

 

Йогатерапия

Йогатерапия – помощь в лечении заболеваний и реабилитации с помощью упражнений йоги. Специалист по йогатерапии должен знать проблему с медицинской стороны, свои возможности и границы компетентности. Во многих случаев йогатерапия эффективна в сочетании с другими современными методами физической реабилитации.

В применении йогатерапии есть один важный нюанс – ее сложно проводить в группе. Ведь нужно найти несколько людей с одинаковыми заболеваниями.

Самый профессиональный курс по йогатерапии в СНГ дается в Москве под руководством Сергея Агапкина. Одни из плюсов курса - наличие больших пакетов современной физической реабилитации и высокие требования к студентам.

  • Йога для позвоночника - занятия для людей с разными проблемами спины. В каких-то случаях такие занятия помогают, но с серьезными случаями обычно нет. Каждая проблема со спиной требует тщательного индивидуального разбора. Одной из встречающихся проблем неквалифицированных занятий йогой для позвоночника являются попытки ограничить подвижность занимающегося. Тогда как нередко проблема вызвана как раз сниженной подвижностью.

 

Хатха-йога для начинающих – как выбрать йогу?

Какую же йогу физкультурной направленности можно посоветовать для начинающих?

Одна из проблем при выборе состоит в том, что группа может просто называться «хатха-йога», ну или «хатха-йога для начинающих», но не очень понятно, что там происходит.

Сначала нужно определиться с задачами. Время занятия ограничено. Нельзя все задачи смешать в одном занятии и получить хороший результат.

Наиболее распространенный запрос людей к йоге сегодня – общее укрепление организма, мышц, растяжка, стрессовая адаптация. Такой запрос предусматривает достаточное количество силового тренинга. Нельзя простимулировать системы организма мягкими занятиями. Поэтому не стоит выбирать занятие «помягче» - общий эффект может быть как от «пройти 10000» шагов,  то есть крайне незначительный…

Современное пересечение взглядов медицины, фитнеса и реабилитации сходиться на том, что нагрузка должны быть достаточно высокой при условии, что человек ее адекватно переносит.

А избегать стоит высокой технической сложности занятия – стоек на голове, березок, ног за голову и т.п. С другой стороны, попытки сильно ограничивать вашу подвижность на занятии без индивидуального разбора – это неадекватно.

Как уже было подробно рассмотрено в статье, идея о том, что существует некая «правильная гимнастическая классическая йога», не соответствует действительности. Древняя йога занималась  состояниями сознания, физкультура в йоге - достаточно позднее формирование. И эффективнее для развития организма и здоровья будут современные научно-ориентированные направления.

Для не особо трудной физкультуры с развлекательным акцентом можно пробовать умеренно динамические направления – виньяса или флоу-йога, йогу в гамаках или акро-йогу. Хотя последние требуют уже некоторой подготовленности.

Если вы хотите использовать хатха-йогу в качестве подготовки к работе с сознанием, попробуйте подробнее узнать информацию о процессе такого перехода в конкретной школе и насколько там развернуты медитативные методики. Вообще интенсивная физкультура не нужна для перехода к медитации. Желательно только обучиться диафрагмальному дыханию. Также есть смысл повысить выносливость спины, но и это не является обязательным.

Выбор преподавателя часто более важен, чем выбор направления. Особенно если у вас есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом и другие заболевания. В этом случае хорошо, если  у инструктора  есть специализированное медицинское или физкультурное образование, но этого недостаточно. Он должен постоянно учиться современным методам ортопедической диагностики, физической реабилитации и т.п.

 

Йога для сознания

Если вы ищите йогу для совершенства сознания, первое, что нужно иметь в виду – направления, которые этим глубоко занимаются, практически никак не связаны с гимнастической йогой.

Семинары и занятия, на которых немного физкультуры, немного дыхания и немного медитации дадут вам только поверхностное знакомство и не позволят достичь эффективных результатов ни в физкультуре, ни в медитации. Если относительно быстро такие занятия переходят в преимущественно медитативные, тогда это имеет смысл. Но вы можете вообще заниматься не хатха-йогой, а динамическим фитнесом или в тренажерном зале, и сразу погружаться в направления по работе с сознанием.

Второй важный момент – современные психотехники, направленные на улучшение работы внимания, памяти и т.д., не относятся к медитативным. Ключевыми особенностями медитативных техник являются:

  • Расслабление избыточной активности командно-аналитической части сознания.
  • Достижение и углубление состояний сознания за пределами тех, в которых доминирует командно-аналитическая часть. Умение «просто быть» и получать от этого удовольствие, и др.

Многие глубокие йогические состояния сознания не имеют ценности с научной точки зрения и не могут быть до конца ею объяснены. Древняя йога по сути эзотерична и на сегодняшний день не может быть в полной мере соединена с научным подходом.

 

Что касается выбора направлений йоги сознания, на сегодня это непростой вопрос.

  • Многие достаточно древние направления по достижению особых состояний сознания не называются йогой, а относятся к тантре, буддизму или имеют свои специфические названия, например Шри-Видья.  Подробно вы можете почитать о них в статье Для чего нужна йога - исторический обзор. Собственно из традиции старой хатха-йоги с переходом от асан к медитации сохранилась традиция Натхов.
  • В 20 веке в Индии возник ряд школ и ашрамов, созданных учителями, которые скомпилировали знания, полученные от многих йогов, бродячих аскетов и т.д. Например, известный ашрам, созданный Свами Рамой в Ришикеше. Западных искателей там обучают современной прозападной хатха-йоге и разъясняют йога-сутры Патанджали. А если ученика допускают до серьезной практики, то преподаются совсем другие вещи. Этот пример хорошо отражает общую тенденцию в Индии – гимнастическая хатха-йога и известные письменные йогические источники вроде Йога-сутр в большинстве случаев не имеют полноценного мостика-перехода к живым глубоким медитативным эзотерическим школам. В Минске к относительно известным традициям 20 века, которые пробуют создать такой переход можно отнести Гималайскую йогу Пилота Бабы, Сахаджа-йогу, возможно, Шивананда-йогу.

Хотим обратить ваше внимание на то, что достижение и понимание действительно глубоких состояний сознания – это непросто. Многие серьезные уважаемые действительно традиционные учителя не гарантируют ученику полной реализации. Даже не гарантируют, что станет понятен метод достижения.

Поэтому мы бы советовали искать методики, позволяющие с пониманием достигать определенных состояний сознания. Так, базовое медитативное состояния могут достигаться за счет сочетания вполне определенных умений. Например:

  • Способность быстро останавливать лишние мысли
  • Способность быстро убирать озабоченность, привязанности и т.п.
  • Способность наслаждаться тем, что есть – например, чувством своего тела.
  • И т.д.

Наше место среди других направлений

По вышеуказанным причинам и исходя из своего опыта, мы разделяем нашу деятельность на два отдельных проекта:

Yogin.by  - проект по использованию хатха-йоги для развития тела и оздоровлению на полностью научной основе. Силовая интервальная йога и индивидуальные консультации по йогатерапии и проблемам опорно-двигательного аппарата. Медитативные техники используются на занятиях в совсем небольшом объеме.

Openmind.by – проект по овладению определенными состояниями сознания и способностями психики. Только часть состояний и навыков можно объяснить научно. Гимнастика в этом проекте отсутствует.

 

Семинары

С 25 сентября 2021г
«Подготовка инструкторов оздоровительной хатха-йоги»
Ведущий:Александр Новиков

Практикует йогу 23 года, преподает 16 лет.
Медицинское образование по реабилитации
Обучение: Maitland, Mulligan, SEAS, Агапкин и др.

Подробнее о мероприятии
18-19 сентября 2021г
«Терапия пояснично-крестцовой боли»
Ведущий:Александр Новиков

Медицинская реабилитация, обучение в Maitland, Mulligan, PNF, SEAS, KTA Russia, у С.Агапкина, Г.Темичева, М.Никитина и др.

Подробнее о мероприятии
13-14 ноября 2021г.
«Двигательная реабилитация неврологических пациентов»
Ведущий:Максим Никитин

Руководитель направления двигательной реабилитации в клинике (Москва)

Сертифицированный практик  PNF, Маллиган (CMP),  McKenzie (MDT), Бобат терапевт (NDT).

Подробнее о мероприятии